Текст: Алексей Полоротов
В Москве около станции метро «Зюзино» утром 18 ноября нашли мертвую девушку с четырьмя ножевыми ранениями. Позднее стало известно, что незадолго до гибели она звонила в полицию и жаловалась на то, что ее «кто-то преследует» и она боится выйти из дома. Полиция приехала, никого не нашла и уехала. А девушку убили. После этой новости в редакцию «Осторожно Media» обратилась Елена (имя изменено), которой уже несколько лет не дает жизни сталкер, изматывающий ее постоянными звонками с разных номеров. Он поджидает ее на улице, приходит в ее подъезд, утверждает, что в ней живут шайтаны, а он должен их убить. Мы рассказываем эту историю в надежде на то, что в обществе снова вернутся к обсуждению проблемы сталкинга.
Лена показывает экран телефона, там 808 заблокированных контактов. «Это все его номера», — сказала девушка.
Она знает Дауда (имя изменено по просьбе героини текста из соображений безопасности) с 2007 года. Лена тогда училась в МГУ, и у них с этим молодым человеком, простым чеченским парнем, были общие друзья и компания. Но близкими людьми они не были. В 2008 году девушка сменила номер телефона и перестала общаться с Даудом. Но заметила странное: периодически она начала встречать парня во дворе своего дома.
Мне всегда казалось подозрительным его присутствие в нашем дворе, при нем всегда была спортивная сумка, при этом спортзал он не посещал. При встрече иногда задавал мне странные вопросы типа знаю ли я кого-нибудь, кто может пробить биллинги телефонов
Елена
Через некоторое время она в очередной раз встретила Дауда во дворе. Они разговорились. Парень начал рассказывать странные и пугающие вещи: он был в Египте у исламского шамана, после встречи с которым Дауду было видение, что в смерти его отца виноват дядя парня. Молодой человек пытался выследить дядю в Германии.
В другой раз, когда они опять «случайно» встретились, Дауд уговаривал Елену выпить воду, которую привезли из Мекки.
Еще он говорил о своих планах уехать в Сирию [тогда там уже шла война]. Тогда мне показалось, что у парня немного едет крыша, но не придала этому значения, так как в принципе с ним не общалась
Елена
Потом они начали «случайно» встречаться не только во дворе. Однажды он пришел в ресторан, где Елена отмечала день рождения, а как-то раз — в зал, где у девушки была групповая тренировка с подругами.
Позже окажется, что он следил за ней в Instagram* с фейкового аккаунта политического обозревателя. «Я добавила его к себе в друзья. С этого же профиля он добавился ко всем моим друзьям (кто-то добавил его, а кто-то нет). И таким образом следил за мной. Например, о том, где я праздную день рождения, он узнал из соцсетей друзей, которые отмечали меня на фото. Но я тогда была уверена, что он оказывался в этих местах случайно. А сейчас понимаю, что он за мной следил», — сказала Елена.
Угрозы и открытое преследование начались, когда Лена вышла замуж и он об этом узнал.
«Сначала мы не могли понять, что он хочет конкретно, потому что он просто звонил и молчал, присылал страшные видео и сообщения. В общем, действовал как сталкер», — рассказала девушка.
Когда девушке все-таки удалось поговорить с Даудом, выяснилось, что это он ее так спасает.
«Он сказал, что должен спасти меня от мужа, что он мне послан колдуном, а во мне джинны», — сказала Елена.
«Складывается впечатление, что он мной одержим. И действительно верит в свою миссию. При этом все угрозы пишет именно мне, преследует меня. Однажды он бежал за моей машиной от моей работы и догнал меня на светофоре, попытался проникнуть в машину, я стала снимать его на видео, и он сразу ушел. Я написала заявление в полицию об этом инциденте и что видела у него в руках предмет, похожий на нож», — сказала Лена.
В полиции не стали ничего делать и даже не запросили видео с камер наблюдения.
Один полицейский сказал мужу Лены:
Да ты по-мужски отведи его там, где камер нет, и дай ему под дых.
А другой сказал ему, что чего это она с другими мужчинами общается, если замужем. Проверку по заявлению проводить не стали.
«Все это время он продолжал писать мне, в сообщениях чаще всего приходили либо знаки и символы (набор букв, точки), либо видео с какими-то чеченскими боевиками, стреляющими в ноги танцующей женщине», — сказала Елена.
Он не один раз проникал к ней в подъезд или подкарауливал во дворе, когда Елена выходила из дома с мужем или друзьями, шел за ними и включал с телефона нашиды.
Однажды он сказал девушке, что читает часами Коран у ее дома, чтобы победить джиннов. При этом общаться по телефону или вживую с ее мужем он наотрез отказывается.
В некоторых своих сообщениях писал, что в Чечне есть специальное место, где убивают и отрезают головы, куда он и отправит то ли меня, то ли моих джиннов (в своих сообщениях он всегда обращается как будто к каким-то духам)
Елена
Однажды она попросила его друзей и земляков поговорить с ним, чтобы Дауд отстал. Он ответил, что в нем самом «шесть джиннов» и он от Лены не отстанет.
Родственники парня не горят желанием с ним общаться, а сестра обвинила Лену, что та ходила к колдунье и из-за этого Дауд такой. «Посоветовала снова к ней сходить», — уточнила Лена. Кроме того, родственники Дауда утверждают, что они в родстве с руководством республики и с ними лучше не связываться.
Он постоянно присылает мне на телефон угрозы с разных номеров, пишет, что сожжет меня и моих джиннов, порвет, убьет, отрубит голову и так далее. Но кроме телефона он знает место моей работы и я опасаюсь за безопасность свою и своей семьи. Считаю его опасным для общества
Елена
Кроме того, она обращалась к представителю Чеченской Республики в Москве Бекхаму Таймасханову. Она надеялась, что с Даудом поговорят уважаемые люди и как-то повлияют, но ничего не изменилось.
С корреспондентом Осторожно Media мать молодого человека говорить отказалась, но у нас есть переписка с его родными.
За последнее время Елена четыре раза писала заявление в полицию. Результата не было. Сотрудники МВД не видят состава преступления в действиях Дауда. Связаться с самим Даудом редакции «Осторожно Media» не удалось.
Случаи сталкинга есть во всех странах: Национальный центр помощи жертвам преступлений США в 2018 году рассказал, что около 16% американок и почти 5% американцев хотя бы раз подвергались преследованию. В Германии ежегодно полиция регистрирует около 20 000 случаев сталкинга. В России данных по сталкингу нет.
Корреспондент «Осторожно Media» направил в МВД Москвы официальный запрос с просьбой разъяснить отказы в проверке поведения Дауда на предмет угроз убийством.
Мы спросили полицию следующее (с реальными именами): «По словам девушки, он (Дауд) ей регулярно звонит, пишет, караулит после работы, обещает убить, потому что считает, что в ней живут джинны (демоны). Девушка утверждает, что 4 раза писала заявления в полицию, но состава преступления в действиях мужчины не нашли. Девушка боится за здоровье и жизнь себя и своей семьи. Хотелось бы уточнить, проводились ли проверки по заявлениям девушки? Какие-то мероприятия, чтобы выяснить суть происходящего проводились? Будем благодарны за оперативный ответ».
Кроме того, был направлен запрос в представительство Чеченской республики в Москве.
* Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской на территории России.