Автор: Алексей Полоротов
7 мая в России появилось очередное политическое уголовное дело, которое в прессе сразу же окрестили делом «Весны». Семь человек обвинили по статье о создании НКО, посягающей на личность и права граждан (ст. 239 УК). Обыски у активистов и их родственников прошли в канун Дня Победы — «Весна» как раз призывала россиян выходить на антивоенные акции протеста в праздник. Интересно, что большинство фигурантов не знакомы друг с другом, а как минимум один из них не участвовал ни в одной акции движения. Рассказываем историю журналистки СКАТ media Ангелины Рощупко, которую следствие считает координатором московского отделения организации.
Ужин с родителями и обыск на десерт
Вечер 8 мая для Ангелины был серьезным и важным. Она со своим молодым человеком Павлом была приглашена к его родителям на ужин. Не то чтобы смотрины, но и не проходной вечер. Пришли, поужинали, общаются с родителями — и тут стук в дверь. Ангелина вспоминает, что кто-то из родителей открыл и в квартиру ввалилось больше десятка силовиков.
«Для меня это был шок: сразу руки убрать за голову, телефон не трогать. Ничего не трогать. Потом ко мне подходит человек и спрашивает: «Вы Ангелина?», отвечаю, что да, я. «Знаете, что происходит?» — «Нет, не знаю». Спрашивает, знакома ли я с «Весной». Сажает за стол и начинает разговор. Дает бумаги, говорит, мол, читайте», — вспоминает девушка. От нее требуют подписывать какие-то бумаги, отбирают телефоны у всех присутствующих в квартире, никого не выпускают, не дают позвонить адвокату и объявляют, что в квартире сейчас будет обыск. Получите — распишитесь.
Следователь начинает рассказывать: «Понимаете, в чем дело? «Весна», движение, уголовное дело».
Ангелине не говорят, в каком она статусе, следователь этого и сам не знает: «Почитайте, ознакомьтесь, а кем вы проходите — дальше понятно будет». Потом полицейские понимают, что живет Ангелина все-таки в другом месте. Им дают сигнал, что ехать нужно не по прописке. А туда, где Павел и Ангелина действительно живут. Снова обыск, все по кругу. Изымают технику и ноутбуки. Связаться с защитником все еще не дают. После обыска девушку везут в СК, Павла оставляют дома.
«Следователи со мной мило общаются и уточняют: «Мы сами ничего не знаем, так что пока допроса никакого не будет, мы просто составим протокол о задержании». В четыре часа ночи мне все-таки решили дать право на один телефонный звонок. Номеров ничьих я на память не знаю, но мой телефон мне дать отказываются. Хотят записать в протокол, что я отказалась от звонка, но я протестую. Вписываем это в протокол», — рассказывает Ангелина.
Следователи не очень довольны тем, что их выдернули с выходных и с дач: «Нам пришло распоряжение, вот мы и делаем, а почему так — мы сами не знаем», — повторяет их слова Рощупко. Потом ей объявляют, что она остается ночевать в ИВС, домой не отпускают. На часах шесть утра. Это была долгая ночь. «Забавно, что следователи только из ОВД-Инфо* узнали, что я журналистка СКАТ media. Для них я была строго активисткой «Весны», — сказала Ангелина.
Фантомный координатор московского отделения
Дальше начинается самое интересное. По материалам дела Ангелина Рощупко — координатор московского отделения «Весны» аж с 2020 года. Звучит солидно. Вот только, по словам Ангелины, два года назад она ни про какую «Весну» даже не знала.
«Я про это движение знаю с зимы этого года. Я тогда делала текст про раскол в партии «Яблоко», а «Весна» — это молодежное ответвление. И тогда я брала комментарий у Богдана Литвина, который как раз к «Весне» имеет отношение. Мы с ним переписывались в мессенджере. А, еще я была подписана на их телеграм-канал», — утверждает Рощупко.
В материалах дела сказано, что на девушку «указали» как на координатора. «Кого-то просто нажали-пережали, и они указали на рандомного человека. Мне так кажется», — предположила девушка. Говорит, что к движению относится спокойно, а обвинение в «создании НКО, посягающей на права граждан», считает, конечно, ложным.
Но нельзя сказать, что Ангелина совсем не имеет отношения к политике. Она работала на предвыборной кампании Льва Шлосберга из «Яблока», например. «Да, в последние годы интересовалась политикой и занималась активизмом», — говорит Рощупко. На предположение о том, что девушка могла написать что-то неаккуратное в соцсетях или кого-то не того репостнуть, она отвечает, что после начала спецоперации она приняла решение не писать в своих соцсетях вообще ничего, имеющего отношение к политике.
Ты все равно сядешь
«Я с 24 февраля не писала в соцсетях ничего противозаконного, потому что не хотела сесть в тюрьму, хотя происходящее осуждаю. Я осознанно ничего такого не делала с начала спецоперации. Я сделала выбор, и мне было плохо, больно, но я ничего не делала противозаконного, но кому-то даже вымышленный активизм встал поперек горла», — горько усмехается Рощупко.
Девушка рассказала, что перед ней, как и перед многими, стоял выбор — уехать из страны или остаться, и она решила остаться и не высовываться. «Но я никого не призывала не потому, что «на винтилово», у всех своя голова, я думала о себе, что я не хочу сидеть. Я знала, что это карается, и я сидела тихо», — сказала Ангелина. Рощупко думает, что уголовное дело против нее и остальных фигурантов — это наскоро сшитая история, которая появилась для того, чтобы запугать потенциальных участников антивоенных протестов.
«У «Весны» были призывы к акции «Они воевали не за это», я видела. И власти, видимо, так перепугались, что решили провести акцию устрашения в ночь перед 9 Мая, чтобы все испугались, состряпали наскоро уголовное дело, но, как мы видим, антивоенные акции все равно прошли. На людей, которые приняли свои решения, это не влияет», — уверена девушка. В ИВС девушку подселили в камеру к женщине, которая, по ее словам, 26 лет отсидела в тюрьме. И она еще в камере начала допрос, мол, что плохого про Путина писала.
«Со своим адвокатом мне встретиться на следующий день не удалось, потому что его тоже задержали. Адвокат по назначению, правда, оказался нормальным, и на допросе мы взяли 51-ю статью Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя), правда, на жалобу о ретивой соседке, которая еще и убить угрожала, ответил: «Надеюсь, вы справитесь».
Ангелина справилась, суд назначил ей запрет определенных действий (на пользование связью и интернетом) и необходимость находиться дома с 20:00 до 08:00. При этом сотрудница ФСИН, надевая браслет, сказала девушке, что «она все равно сядет», а следит за ней не только ФСИН, но и сотрудники Следственного комитета. Многие оппозиционеры после начала спецоперации уехали. Рощупко же говорит, что «срезать браслет и бежать» не собирается.
Выжженное поле путинистов
«Я остаюсь в России, бежать мне некуда, у меня есть страна, в которой я выросла. Я понимаю, что я ничтожно мало могу. Но если я уеду, то что же останется здесь? Выжженное поле путинистов? Я этот выбор сделала давно», — смеется Рощупко. Оправдательных приговоров в России ничтожно мало — Ангелина это понимает и не надеется, что в итоге ее признают невиновной, раз уж завели уголовное дело.
«Вряд ли так сложатся звезды, иначе они станут считать себя проигравшими, что кто-то может говорить что-то поперек тоталитарного строя, так что я не верю в оправдательный приговор», — говорит Рощупко. Она надеется, что ее хотя бы просто не отправят в тюрьму, а дадут штраф или условный срок. «Не знаю, сколько будут меня запугивать и требовать дать на кого-то показания, как уж было. Представляете, мне в СК говорили: «Ну на вас же кто-то донес, и вы тоже донесите — зачтется», — вспомнила девушка.
Рощупко не хочет уезжать из России и говорит, что ее близкие и друзья помогли справиться с первым испугом от уголовного дела, надеется, что сможет опираться на них и в дальнейшем. «Думаю, что мне будет страшно жить в России, но другого пути я для себя не вижу». Фигурантами дела, кроме Ангелины Рощупко, являются Тимофей Васькин, Иван Дроботов, Евгений Затеев, Валентин Хорошенин, Роман Максимов и Богдан Литвин. По их статье им максимально грозит до двух лет лишения свободы.
«Весна» — федеральное молодежное политическое движение, основанное в 2013 году в Петербурге из молодежного «Яблока» и «Солидарности». Цель «Весны» — «смена коррумпированного режима в России, построение системы, основанной на демократии и правах человека», утверждается на сайте организации.
* ОВД-Инфо признан иноагентом.