Императорская Пасха: история семи яиц, созданных Фаберже

Текст: Виктория Ли, Музей Фаберже

К Пасхальному дню совместно с Музеем Фаберже подготовили материал о знаменитых яйцах — традиционных подарках двух последних русских монархов. Каждое из них — великое сокровище и отдельная история. Всего в собрании музея находятся девять императорских яиц, сегодня мы подробно расскажем о семи.

Яйцо первое

Что было раньше — яйцо или курица? 

Если говорить о драгоценных яйцах придворного ювелира Карла Фаберже, ответ ясен — курица. Точнее, Курочка, именно так звался подарок императора Александра III его супруге Марии Федоровне на Пасху 1885 года. 

Из пятидесяти своих сестер скромная Курочка самая «натуральная» — то есть больше всех похожая на настоящее куриное яйцо. 

Белая матовая эмаль ее имитирует скорлупу, а вложенный внутрь золотой шар — желток, внутри «желтка» — сама птичка с рубиновыми глазками. В своем брюшке курочка прятала алмазную корону. Финальным сюрпризом этой пасхальной «матрешки» было рубиновое яичко-кулон (и кулон, и корона утрачены). 

Идея такого яйца взялась из семейных реликвий Марии Федоровны — в девичестве датской принцессы Дагмары. В сокровищнице родителей русской императрицы имелось яйцо герцогини Вильгельмины:

Это яйцо имело скорлупу из слоновой кости и состояло из двух половинок. Внутри был сюрприз — золотое яйцо. С одного конца у него имелось углубление для флакончика с духами, а с другой стороны — крышка на шарнире в виде эмалевого желтка. Когда эту крышечку открывали, то становилась видна коричневая курочка-сюрприз, сидящая в бриллиантовом гнезде. В курочке, в свою очередь, находилась крохотная корона с бриллиантами и жемчугами.

И. Зимин, А. Соколов. Ювелирные сокровища Российского императорского двора

Возможно, простота яйца объяснялась стремлением мастера фирмы Фаберже, Эрика Коллина, подчеркнуть связь с датским сокровищем. 

Так или иначе, Курочкой остались довольны. Успех первого яйца обеспечил ювелирный дом заказами на следующие три десятилетия. Вероятно, традиция драгоценных яиц могла бы закрепиться и на более длительный срок, однако помешала революция. 

Яйцо «Ренессанс»

Последним пасхальным подарком императора Александра III своей супруге было яйцо-ларчик «Ренессанс» (уже осенью того же 1894 года Мария Федоровна овдовеет).

Скорлупка этой драгоценности выполнена из матового агата с золотой сеткой из рубинов и алмазов. Ювелиры Фаберже, словно предчувствуя значимость яйца, снабдили его выложенной бриллиантами датой. 

Пасхальное яйцо «Ренессанс»

Как и у Курочки, у Ренессанса также имелся прототип — шкатулка XVIII века амстердамского мастера Ле Роя. 

Шкатулка Ле Роя

Насчет сюрприза до сих пор спорят: кто-то считает, что в яйце-ларчике пряталось жемчужное украшение, а кто-то настаивает, что внутри располагалась еще одно яйцо — «Воскресение Христово».

Яйцо «Воскресение Христово»

Создателем подарка на это раз был Михаил Перхин — один из самых плодовитых «яичных» мастеров.

Яйцо «Бутон розы»

С 1895 года работы у фирмы Фаберже прибавилось — на престол взошел последний русский император Николай II. Подчиняясь традиции, введенной его отцом, новый самодержец заказал пасхальное яйцо уже для своей супруги Александры Федоровны. Однако вдовствующая императрица-мать тоже не собиралась отказываться от привычного сюрприза, поэтому к Пасхе 1985 года ювелирная фирма готовила уже два яйца.

И. Репин «Портрет императора Николая II»

Первым подарком новой императрицы был «Бутон розы». В скорлупе «земляничной» эмали скрывался розовый бутон, лепестки которого расправлялись, открывая спрятанную внутри алмазную корону с двумя гладко отшлифованными рубинами. Интересно, что бутон принадлежал не алой, а бледной чайной розе — именно такие цветы ценились в Гессен-Дармштадтском герцогстве, откуда была родом молодая императрица.

Это яйцо — очень трогательная драгоценность, подходящая не столько Пасхальному празднику, сколько свадебной годовщине. Впрочем, новая императорская чета находилась в статусе молодоженов — их браку не было и полугода. Известно, что будущий император был с юности горячо влюблен в гессенскую принцессу Аликс и не желал никакой другой супруги. 

Многие, впрочем, в том числе и бабушка принцессы — британская королева Виктория, были против этого брака:

Все мои страхи о ее будущем замужестве сейчас показываются так сильно, и моя кровь холодеет, когда я думаю о ней, такой молодой на столь небезопасном троне, о ее дорогой жизни и предыдущих постоянных угрозах ее мужу, и не смогу видеть ее, разве что изредка; это отлично добавило мне беспокойства в моем преклонном возрасте! О! Как я желаю, чтобы это было не так и я не теряла свою милую Алики.

Из писем королевы Виктории к внучке Виктории Гессен-Дармштадтской (старшей сестре Аликс) 21 октября 1894

Поэтому, когда принцесса наконец согласилась принять православие ради «дорогого Ники», он был невероятно счастлив. 

Чудный незабвенный день в моей жизни — день моей помолвки с дорогой, ненаглядной Аликс. После десяти она пришла к тете Михен, и после беседы с ней мы пришли к согласию. Боже, какая гора свалилась с плеч, какую радость мы доставим Папа и Мама. <…> Мне было не до танцев, ходил и сидел в саду с моей невестой! Мне даже не верится, что у меня невеста.

Из дневника цесаревича Николая Романова 17 апреля 1984
Принцесса Алиса Дармштадская с женихом
наследником цесаревичем Николаем Александровичем, 1894

«Бутон розы» несомненно был признанием в любви со всеми ее символическими атрибутами — алмазными стрелами, золотыми гирляндами и венками. Наверху, под крупными плоским алмазом прятался миниатюрный портрет Николая II, а нижний алмаз скрывал дату создания подарка.

Яйцо «Коронационное» 

В 1897-м, через два года после «Бутона розы», Александра Федоровна получит третье памятное яйцо. 

Императрица Александра Федоровна, 1895 год

Строго говоря, все императорские яйца — памятные и отсылают к одному из важных событий в жизни Романовых. «Коронационное», конечно, напоминало о весне, когда Россия в последний раз венчала на царство новую императорскую чету. 

Майским днем 1896 года на улицах Москвы появилась торжественная процессия с двухсотлетней коронационной каретой, которую в свое время создал мастер И. К. Букендаль для императрицы Екатерины II.

Коронационные торжества 1896 г. в Москве

Миниатюрную копию Екатерининского экипажа ювелиры Фаберже и заточили в золотую «под парчу» скорлупу. В этой карете могла бы разъезжать шекспировская королева фей Маб — скрупулезный мастер Георг Штейн снабдил ее всем необходимым: имелся поворотный круг, рессоры, подвижные дверцы и откидные подножки.   

Бархатную обивку» кузова и сидений внутри имитирует яркая алая эмаль. Шторки награвированы на окошках из горного хрусталя. Модель увенчана золотыми двуглавыми орлами по углам и миниатюрной бриллиантовой короной, которая в действительности была украшена аквамаринами. Крошечные литые из золота путти с гирляндами цветов, декорирующие задок кареты, кажутся вырезанными из золоченого дерева. На колеса, как и в реальном экипаже, надеты «железные обручи» из платины.

Музей Фаберже

Интересно, что двадцатитрехлетний Штейн создал настолько достоверную копию коронационной кареты, что с ней сверялись при реставрации оригинала. 

Конечно, имелся у подарочного экипажа и свой сюрприз — к микроскопическому крючку на потолке крепилась подвеска-яйцо (как и у Курочки, тоже утрачена). На это раз не рубиновая, а изумрудная. Существует версия, что изумруд императрица носила, а на крючок в карету повесила желтый бриллиант. 

Золотая скорлупа яйца повторяет богатую с горностаем коронационную мантию, в которой венчались на царство русские самодержцы. По яичной «парче» пущен узор из черных двуглавых орлов — копий тех, что были вытканы на мантии.  

На верхней половине яйца крепится крупный плоский алмаз, а сквозь него просвечивается вензель императрицы — бриллиантовая «А» и рубиновая «Θ».  

Яйца 1911-го

К Пасхальному дню 1911 году фирма Фаберже снова готовит два яйца (обе драгоценности находятся в коллекции музея). 

Матери Николай II преподнесет «Лавровое дерево». Подарок отмечает не только Пасху, но и 45 лет с момента, как датская принцесса Дагмара превратилась в Марию Федоровну — супругу цесаревича Александра III. Кроме того, именно в 1911 году минует три десятилетия Марии Федоровны в статусе императрицы (пусть последние 17 лет и вдовствующей). 

В кроне благородного лавра, которым в античности украшали головы победителей и царей, прятался сюрприз — певчая птичка, выскакивающая при нажатии.

В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, при нажатии на который поднимается замаскированная листвой круглая крышка. Из-под нее появляется птичка с переливающимися натуральными перышками и начинает петь, вертясь в разные стороны, хлопая крылышками, поворачивая головку и открывая костяной клювик. Когда пение заканчивается, пичужка исчезает.

Музей Фаберже

Листья кроны вырезаны из саянского нефрита, плоды — бриллианты, аметисты и цитрины, а цветы — молочная эмаль. 

Дерево «посажено» в кадку из белого оникса с эмалевыми гирляндами. Исследователи ювелирного дела видят в выборе лавра символику вечной жизни и обновления, которая прекрасно подходит к Пасхальному празднику. 

Юбилейным оказалось и яйцо молодой императрицы. Александра Федоровна получила в подарок «Пятнадцатилетие царствования».

Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования»

В отличие от своих сестер, это яйцо не имеет сюрприза. Зато его эмалевая скорлупа — лоскутное одеяло из значимых воспоминаний правящей царской четы. На этот раз заказ выполнили ювелир Генрих Вигстрем и миниатюрист Василий Зуев. 

На яйце изображены семь портретов — августейшие родители и дети: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей.

Российская императорская семья

Интересно, что несмотря на название «Пятнадцатилетие царствования», даты на яйце охватывают период с 1884-го (год свадьбы Николая и Александры) до 1911-го — то есть 17 лет. В очередной раз роль мужа и отца Николай ставит выше роли императора. Остальные живописные миниатюры содержат девять важных эпизодов правления:

Торжественное шествие в Успенский собор в 1896-м, где Николай и Александра будут помазаны на царство. Затем момент священного коронования — мистического венчания новых русских правителей с их государством. 

В своем дневнике Николай оставит восторженную запись об этом дне:

Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!

Из дневника русского императора Николая II, 14 мая 1896

Мост Императора Александра III в Париже, который русские монархи заложили в 1896 году во время дипломатического визита. Это сооружение символизировало дружеский союз России и Франции.

Мост Императора Александра III в Париже

Музей Императора Александра III, открытый в 1898 году, — сегодня это Государственный Русский музей. 

Музей Императора Александра III

Лесной дворец (резиденция голландской королевской семьи — Хейс-тен-Бос) в Гааге, где происходила Первая мирная конференция в 1899-м. Конференцию открыли в день рождения русского императора — 6 мая — в знак уважения. 

Лесной дворец в Гааге

Перенесение мощей преподобного Серафима Саровского в 1903-м относится не столько к политическим, сколько к частным эпизодам из жизни Романовых. По легенде, последний русский император узнал о предсказании Серафима из Сарова о том, что:

…его мощи будут прославлены «при четвертом царе» — после Николая I, Александра II, Александра III. Исторически так сложилось, что четвертым царем после них был как раз Николай II.

Н. Таирова. «Пасхальный мир» Николая II, когда звонил колокол по Витте

Эти слова глубоко потрясли Николая, прониклась ими и императрица, возлагавшая надежды на помощь преподобного Серафима в рождении наследника. Поэтому, несмотря на то что при эксгумации останков Саровского старца не было обнаружено основного признака чуда — нетленности, Александра Федоровна добилась причисления его к лику святых. В 1904 году венценосная чета получит долгожданного мальчика — цесаревича Алексея. 

Перенесение мощей преподобного Серафима Саровского

Торжественный прием членов Первой Государственной Думы в Зимнем Дворце в 1906 году. На миниатюре запечатлена тронная речь императора в Георгиевском зале Зимнего дворца.

Никто не догадывался, что этот день царская семья восприняла как день похорон самодержавия. Когда царь вошел в Георгиевский зал, то было заметно, что он более бледен, чем всегда, однако шел ровно, неторопливой походкою к трону. При чтении своей Тронной речи он преобразился, выпрямился и с оживленным лицом и громким голосом, в котором слышались чуждые русскому уху звуки, прочитал свою речь к «лучшим людям» страны. Что касается двух императриц, то они стояли на возвышении по правую сторону трона, обе были одеты с ослепительной роскошью и буквально залиты в бриллианты.

Н. Таирова. «Пасхальный мир» Николая II, когда звонил колокол по Витте
Торжественный прием членов Первой Государственной Думы в Зимнем Дворце

Два последних эпизода посвящены деяниям Петра I, которым Николай II искренне восхищался: открытие памятника в Полтаве к двухсотлетию Полтавской битвы в 1909 году и открытие памятника Петру Великому в Риге в 1910 году. 

Яйцо «Орден Святого Георгия»

Весной 1916 года Мария Федоровна получит последнее яйцо от своего царственного сына. Подарок был очень личным и лишенным привычной драгоценной инкрустации — русские монархи считали недопустимым тратиться на роскошь во время войны: 

Напротив, двадцать миллионов стерлингов, которые царская семья держала в Лондонском банке, она истратила во время русско-германской войны на содержание госпиталей и благотворительных учреждений, находившихся под личным покровительством Николая и Александры. Об этом факте широкая публика не знала, потому что во всеуслышание сообщать о своих добрых делах не было в правилах царской четы.

Музей Фаберже
Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия»

«Орден святого Георгия» — отсылка к наградам Николая II и Алексея, сына и внука Марии Федоровны. Царь получил Георгиевский крест IV степени, а цесаревич — серебряную медаль IV степени на Георгиевской ленте.

Император Николай II с сыном Алексеем

Известно, что император необыкновенно дорожил своей наградой и взял ее собой в ссылку в Екатеринбург в 1918 году. Впоследствии крест нашли спрятанным в ванной страшного Ипатьевского дома, где была расстреляна царская семья. 

С двух сторон яйца закреплены крест Николая, под которым спрятан его портрет, и медаль Цесаревича — тоже с портретом:

[Наградные] знаки соединены георгиевскими эмалевыми лентами в цветах «пороха и пламени», отчетливо выделяющимися на нежном матовом фоне, по которому «рассыпаны» вписанные в трельяжную сетку из лавровых листьев Георгиевские кресты, как будто тонущие в дымке. Сверху и снизу яйца укреплены монограмма Марии Федоровны и дата подарка, отливающие холодным стальным блеском.

Музей Фаберже

Это единственное яйцо, которое бывшая русская императрица взяла с собой, покидая объятую революцией страну в 1919 году. Оно оставалось с ней до самой ее смерти. Хранила яйцо и ее дочь — великая княгиня Ксения, унаследовавшая реликвию. 

Мария Федоровна. Последние годы

В 1960 году царская драгоценность была выставлена на торги аукционного дома «Сотбис», а через 14 лет ее приобрел американский газетный магнат с громким именем Малкольм Форбс.

Рассмотреть подробнее все девять яиц, в том числе «Ландыши» и «Петушок», можно в виртуальном 3D-музее.

Следите за нашими
обновлениями

Осторожно, новости

новостной телеграм-канал

Осторожно, Москва

столичный телеграм-канал

Кровавая барыня

публичный телеграм-канал

СОБЧАК

личный телеграм-канал

Ксения Собчак

аккаунт в VK

Осторожно, подкасты

телеграм-канал подкастов